Иллюстрированный биографический энциклопедический словарь

Учебники, пособия
школы и самоучители


Агафошин П.
Школа игры на шестиструнной гитаре.

Популярная в педагогической практике Школа, издаваемая с 1934 года. Может служить пособием для обучения в музыкальных училищах и школах, на курсах для взрослых, в самодеятельности. Школа разделена на четыре части. В первой (подготовительной) части даются вместе с необхо-димыми общими сведениями самые элементарные навыки игры на гитаре, а также элементарные сведения по музыкальной грамоте. Во второй части развиваются технические навыки и музыкальный кругозор, в третьей изучаются главнейшие позиции. В четвертой, заключительной части рассматриваются специфические виртуозные приемы игры на гитаре и различные характерные штрихи.
М., Музыка, 1983 (1990, 2001).

Аккорды. Справочник.

Справочник "Аккорды" содержит расширенный набор аккордов, включающий в себя, помимо общеупотребительных, практически все виды нонаккордов, ундецим- и терцдецимаккорды. Всего приводится 735 аппликатурных схем.
Пенза: ООО"Эмузин", 2000

Аккорды и аккомпанемент
на шестиструнной гитаре

Учебное пособие адресовано желающим ознако-миться с основами аккордовой техники, а также элементарной теорией и практикой подбора аккомпанемента по слуху.
Пенза: ООО"Эмузин", 2002

Альмейда Л.
Классическая гитара в джазе.

Перевод с английского.
Киев: "Музична Украiна", 1987.

Бадьянов А.
Джазовый гитарист

Учебный курс для изучающих джазовую гитару. На примере популярнейших джазовых стандартов в ней рассматриваются приёмы игры соло и аккомпанемента. Книга комплектуется аудиоприло-жением на CD.
М., "Хобби-Центр" (Изд. Смолин К.О.), 2002

Бахмин А., Мольнар А.
Самоучитель игры на шестиструнной акустической и электрогитаре.

Книга будет полезна как тем, кто еще ничего не знает об игре на музыкальных инструментах и основах нотной записи, так и для тех, кто уже постиг азы музыкальной грамоты и даже играет на каком-либо другом инструменте. Первая часть посвящена теории музыки и музыкальной записи. Вторая – собственно практике игры на гитаре. Все приемы игры подобраны так, что их можно исполнять как на аккустической, так и на электро-гитаре. Большинство упражнений написаны двумя способами нотной записи – обычной и в виде таблатуры. Это сильно облегчит изучение материа-ла, особенно для неопытных исполнителей.
М., АСС-Центр, 1999 (2002); ЭКСМО-Пресс, 2003

Бровко В. Л.
Аккорды для шестиструнной гитары.

СПб., Лань, 1999

Буторин А.Г.
Определитель аппликатуры аккордов для шестиструнной гитары

Пособие для гитаристов.
Л., Музыка, Ленингр. отд-ние, 1976 (1981, 1982)

Вещицкий П.
Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Аккорды и аккомпанимент.

Самоучитель в наиболее доступной форме знакомит обучающихся с основными приемами игры на шестиструнной гитаре, включая звуко-извлечение пальцами правой руки и медиатором; сообщаются элементарные сведения из теории музыки, необходимые для чтения нотной и буквенно-цифровой записи аккордов.
М., Советский композитор, 1989; М., Кифара, 2002

Владимирский С.
Гитара для всех.

Популярный учебник по игре на гитаре в различных стилях от русского романса до американского кантри энд вестерн, блюз, рок-н-ролл, латино-американских ритмов босса-нова, сальса, кумбия, меренге и др. Есть схемы, иллюстрации, песни с нотами.
М., 1994.

Гитара. Аккорды, построение,
обозначения: Практическое руководство
(Сост. И.И. Юрин)

В книге описаны наиболее популярные аккорды, представленные на 576 диаграммах и 192 фото-графиях. Описаны способы точной и быстрой настройки инструмента, проверки и коррекции строя при помощи флажолетов.
Минск, Современное слово, 1998 (2001)

Желнова Е.И.
Самоучитель игры на шестиструнной гитаре

Cамоучитель поможет освоить нотную систему и приемы игры на шестиструнной гитаре и из пассивного слушателя превратиться в исполнителя любимых песен.
М., АСТ, Сталкер, 2002

Иванов-Крамской А. М.
Школа игры на шестиструнной гитаре

Классический самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Многие поколения начинающих гитаристов по этой книге учились овладевать базовыми приемами игры на гитаре, изучали основы нотной грамоты, стандартные аппликатуры.
"Школа игры на шестиструнной гитаре" А.М. Иванова-Крамского состоит из двух частей.
Первая часть – «Музыкально-теоретические сведе-ния и практическое освоение инструмента». В ней четыре раздела, включающие краткие сведения по истории гитары и теории музыки, а также упражнения, необходимые для овладения игрой на инструменте. Сложность музыкально-теоретичес-ких понятий и упражнений от раздела к разделу постепенно возрастает. Вторая часть – «Реперту-арное приложение». Сюда входят популярные произведения советских, русских и зарубежных композиторов, обработки народной музыки, этюды в доступном для учащихся изложении.
Самоучитель выдержал множество изданий.

Калинин В.П.
Самоучитель игры на шестиструнной гитаре: Классика. Аккорды. Аккомпане-мент

Новосибирск, 1998

Каркасси Маттео
Школа игры на шестиструнной гитаре.
(под редакцией Иванова-Крамского А.)

Маттео Каркасси (1792–1853) в предисловии к своей Школе (1836) писал: «При составлении этой `Школы` у меня не было намерения писать научную работу. Я только хотел сделать более легким изучение гитары, изложив план, который мог бы дать возможность глубже ознакомиться со всеми особенностями этого инструмента.
Длительный опыт, приобретенный на педагогичес-кой работе, снабдил меня полезными наблюде-ниями, которые мне хочется изложить письменно. Я приложил много усилий, чтобы расположить материал последовательно. Ученик, не имеющий никакого понятия об инструменте, может научиться играть на гитаре, с первого до последнего этюда не встречая особых затруднений, которые часто возникают в процессе работы. [...] Третья часть, которая имеет большое значение, состоит из пятидесяти пьес различного характера, располо-женных в определенной последовательности. Все мало-мальски понятливые люди, внимательно изучившие мою `Школу` с начала до конца, приобретут полное представление о технике игры на гитаре».

"Школа игры на шестиструнной гитаре" Маттео Каркасси была написана более ста шестидесяти лет назад. В настоящее время многие музыкаль-ные понятия и термины, бывшие в этой "Школе", устарели и частично вышли из употребления. Поэтому в данном издании сочтено возможным не печатать вступительную часть "Школы"... Ряд моментов, которые в современной гитарной технике устарели и вышли из употребления, имеется и в практической части "Школы" Каркасси. Музыкальные примеры и пьесы даны в порядке возрастания трудности, они написаны с большим мастерством композитора и педагога и представ-ляют большую ценность как учебный материал. Многие любители-гитаристы и профессионалы, педагоги и концертанты различных стран занима-лись по этой "Школе".
М., 1990 (2001); ЭКСМО-Пресс, 2000 (2002).

Катанский В.М.
Гитара для всех

Один из самых известных и популярных учебников для гитары в бывшем Советском Союзе. Авторская методика заочного обучения игре на гитаре – от "нуля" до виртуозных приемов игры. Есть бардовские песни с нотами и др.
М., 1997 (Издат. дом В.Катанского, 2002)

Катанский В.М.
Таблицы гитарных аккордов
(построение, обозначение)

Обширный сборник гитарных аккордов. Приведены трёх-, пяти- и шестизвучные аккорды для шестиструнной гитары, говорится о том, как работать правой рукой, как настроить гитару... Для каждого аккорда даётся его аппликатура, нотное и буквенное обозначение. Аккорды можно играть и без нот, по схематическим таблицам.
М., Издат.дом В.Катанского, 2000

Катанский А.В., Катанский В.М.
Школа игры на шестиструнной гитаре.
Ансамбль. Таблицы аккордов.
Аккомпанемент песен.

Учебно-методическое пособие, позволяющее нау-читься игре на гитаре с нулевого уровня. Излагают-ся основные способы и приемы игры. Рассказыва-ется, как строить аккорды и т.д.
М., Издат. дом В.Катанского, 1999 (2001).

Кирьянов Н.Г.
Начальные уроки
игры на шестиструнной гитаре

Учебное пособие для начинающих гитаристов.
М., 1979

Кирьянов Н.Г.
Основные приемы
игры на шестиструнной гитаре

Учебное пособие.
М., ЗНУИ, 1985

Кирьянов Н.Г.
Искусство игры на шестиструнной гитаре.

Большая фундаментальная работа (III части, в 4-х тетрадях), в которой рассмотрены все основные приемы игры на шестиструнной гитаре. Содержит большое количество упражнений. Весьма полезная книга для всех, кто занимается систематическим изучением гитары.
М., Моск. центр содействия развитию искусств "Тоника", 1991.

Ларичев Е.
Самоучитель игры на шестиструнной гитаре.

Простой самоучитель для начинающих. Издание 2001 г. содержит новое репертуарное приложение.
М., "Музыка", 1976 (1984, 1988, 2001).

Манилов В.
Учись аккомпанировать на гитаре.

Предназначен как для начинающих гитаристов, так и для тех, кто уже играет на гитаре. Самоучитель написан в форме диалога учителя с учеником. Диалог позволяет обсудить тему с разных сторон и ответить на вопросы, которые обычно задают большинство учеников. Автору удалось избежать сухого языка учебников по музыкальной грамоте и гармонии музыки и написать по-настоящему инте-ресную, увлекательную и познавательную книгу.
Киев: "Музична Украiна", 1983, 2002 (6-е издание).

Манилов В.
Джаз в ритме самбы.

Бразильские самбы, пьесы в стиле босса-нова для шестиструнной гитары.
Киев: "Музична Украiна", 1989.

Манилов В.
Твой друг – гитара.

История инструмента, композиторы, исполнители в кроссвордах, викторинах, иллюстрациях.
Киев: "Музична Украiна", 1994.

Манилов В.А.
Букварь гитариста: Пособие для начинаю-щих (шестриструнная гитара)

Пособие для начинающих гитаристов: все необхо-димое, включая основы нотной грамоты.
Издание содержит нотное приложение 9 популяр-ных песен из книги В. Манилова "Учись аккомпани-ровать на гитаре".
Киев: "ComConPress", 2003.

Манилов В., Молотков В.
Техника джазового аккомпанемента на шестиструнной гитаре.

В пособии, разрабатывающем в основном технику левой руки гитариста, анализируются аккорды джазовой гармонии в наиболее удобной аппликатуре, поясняется их роль в музыкальной форме песен и блюзов, приводятся многочис-ленные примеры самостоятельного составления аккомпанемента к мелодиям. В книге имеется множество схем, таблиц и аппликатурных сеток, с помощью которых легче усвоить материал. Издание рекомендуется исполнителям – солистам, руководителям профессиональных и самодея-тельных инструментальных ансамблей и эстрадных оркестров, а также гитаристам, желающим само-стоятельно изучить джазовый стиль аккомпане-мента.
Киев: "Музична Украiна", 1979 (Минск, 2002).

Менро Л., Ширялин А.
Школа игры на семиструнной гитаре.

Настоящая Школа предназначена для учащихся музыкальных учебных заведений, участников любительских коллективов, а также для желающих самостоятельно научиться играть на русской семиструнной гитаре. Материал Школы, размещенный в порядке возрастающей трудности, рассчитан на несколько лет обучения в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей ученика. Весь курс обучения разделен на темы, последовательно излагающие основные элементы техники игры и нотной грамоты.
М., Музыка, 2001

Михайленко Н.П., Фан Динь Тан
Справочник гитариста

Киев, Fan's Company, 1998

Молотков В.
Джазовая импровизация на
шестиструнной гитаре.

Целью пособия является дать представление об основных навыках, необходимых гитаристу для участия в джазовой импровизации. Включенные в пособие музыкальные примеры, кроме специаль-ных технических упражнений, взяты из "живой" джазовой музыки. Рассчитано на гитаристов, име-ющих определенный опыт игры на инструменте, знакомых с нотной грамотой, элементарной теори-ей музыки и основами функциональной гармонии.
Киев, "Музична Украина", 1983 (1989); Мн., Изд-во Хагакурэ, 2001

Молотков В.
Аранжировка для гитары.

Учебно-методическое пособие.

Работа посвящена технике гитарной аранжировки. В пособии рассмотрены разнообразные правила построения фактуры. На примере целого ряда популярных мелодий анализируется процесс поэтапной аранжировки. Пособие рассчитано на гитаристов – профессионалов, квалифицированных любителей, а также композиторов пишущих для гитары.
Киев, Хрещатик–Мета-Арт, 1997.

Монат Н.
Научитесь играть на гитаре за 10 уроков.
Самый простой самоучитель.

Книга содержит ценные указания и советы широкому кругу читателей, желающих освоить исполнение инструментальной музыки на шести-струнной акустической или электрической гитаре.
Минск: Попурри, 2002

Москаев А.В.
Гитара для всех:
Легкий самоучитель игры на шестиструнной гитаре.

2001

Николаев А.
Самоучитель игры на 6-струнной гитаре

Курс игры на шестиструнной гитаре, рассчитанный примерно на 1 год занятий, в течение которого можно научиться исполнять нетрудные произведе-ния из классического гитарного репертуара, подби-рать несложный аккомпанемент... Использование самоучителя предполагает сочетание творческого подхода с тщательностью проработки каждого упражнения. Целеустремленным, настойчивым и увлеченным начинающим гитаристам самоучитель поможет приобрести необходимые знания, уверен-ность в своих силах, почувствовать радость живого музицирования. 
СПб., Лань, 1999 (2001, 2003)

Парнес Д. Г.
На гитаре – по слуху. Самоучитель

Книга для тех, кто хочет научиться играть без нот на гитаре, по слуху подобрать знакомую песню и спеть под свой аккомпанемент. Тот, кто уже как-то аккомпанирует, познакомится с новыми для себя аккордами, устранит ошибки в их применении.
Издание десятое, дополненное и переработанное.
М., АСТ, 2002

Парнес Д. Г. , Оськина С. Е.
На гитаре – по слуху.

Книга для тех, кто хочет научиться играть без нот на гитаре, по слуху подобрать знакомую песню и спеть под свой аккомпанемент. Тот, кто уже как-то аккомпанирует, познакомится с новыми для себя аккордами, устранит ошибки в их применении.
Издание десятое, дополненное и переработанное.
М., АСТ, 2001 (2003)

Пасс Джо, Трэшер Билл
Гитарный стиль Джо Пасса

Книга является классическим учебным пособием по джазовой гитаре. Рекомендуется всем, кто интересуется джазовой импровизацией, поскольку в ней сам патриарх джазовой гитары, выдающийся музыкант и гениальный импровизатор Джо Пасс анализирует cвой стиль игры. Книга является хрестоматийным примером учебного пособия по джазовой гитаре. Помимо прочего, в ней рассматриваются такие фундаментальные темы, как строение аккордов, надстройки, аккордовые замены, гаммы и соответствующие им аккорды и арпеджио, альтерированные гаммы, развитие слуха, аккордовое мышление, импровизация... Ритмическая упрощенность нотной записи (почти все примеры записаны восьмыми) с одной стороны и большое количество знаков альтераций, а также отсутствие табулатуры позволяют использовать книгу как пособие для развития чтения с листа.
Изд-во ГИД, 2001

Попов С.
Музыкальное и аппликатурное
мышление гитариста
(учебный курс `Базис`)

Теория музыки в приложении к гитаре, написанная гитаристом для гитаристов простым, доступным языком. У каждого студента возникает потребность спроецировать свои знания на гриф, увидеть схемы, аппликатуры, обнаружить закономерности, другими словами, гитарист ищет способы визуализации грифа, интуитивно подозревая о существовании таковых. Для решения этих проблем, собственно, и был создан учебный курс "Базис", в котором музыкальная теория максимально адаптирована к грифу шестиструнной гитары. Книга является обязательным учебником для студентов "Guitar College", рекомендуется педагогам специальных учебных заведений, а также каждому гитаристу в качестве настольной книги.
Guitar College, 2001

Пухоль Э.
Школа игры на шестиструнной гитаре
(На принципах техники Ф. Таррега).

Отличительной чертой Школы Пухоля является щедрое, детальное изложение всех "секретов" современного исполнительства на гитаре. Тщательно разработаны наиболее существенные вопросы гитарной техники: положение рук, инструмента, способы звукоизвлечения, игровые приемы и т.д. Особенностью Школы является и то, что она целиком построена на оригинальном музыкальном материале: за исключением несколь-ких пьес, все упражнения и этюды сочинены авто-ром специально для соответствующих разделов.
М., Советский композитор, 1978 (1990).

Роч П.
Школа игры на шестиструнной гитаре.
(под редакцией Иванова-Крамского А.)

Сокращенная версия "Новейшей школы игры на гитаре" по методу Ф. Тарреги испанского гитариста Паскуаля Роч (1860-1921), вышедшей в 3-х томах в Нью-Йорке в 1921 году.
М., 1962.

Седых С.В., Смолин К.О.
Блюз на акустической гитаре.
Самоучитель.

Базовый самоучитель по акустическому блюзу, содержащий минимум сведений, необходимых для самостоятельных занятий. Кроме того, в книге содержатся готовые блюзовые пьесы в различных тональностях. Адресована энтузиастам акустичес-кой гитары, которых интересуют приёмы блюзового соло и аккомпанемента.
М., "Хобби-Центр" (Изд. Смолин К.О.), 2001

Сенюрин Е.
Новая школа игры на эстрадной гитаре: 480 аккордов, 600 переборов, 126 популяр-ных ритмов. В двух тетрадях.

Издание адресовано самому широкому кругу желающих самостоятельно освоить гитару. В книге максимально понятным языком освещается техника игры на акустической и электрической гитарах (эстрадное направление игры), приводится с пояснениями большое количество рисунков положения рук, излагаются навыки овладения медиатором. Предлагается оригинальная автор-ская система запоминания аккордов и универсаль-ный принцип конструирования моделей ритма (боя). В книге даны множество рекомендаций начинающим гитаристам: как подготовить новый инструмент к работе, как выбрать струны и т.д.
СПб., "Композитор", 1999; М., 2000.

Смирнов В.
Школа игры на бас-гитаре.

Пособие для желающих получить основные практические навыки игры на бас-гитаре.
М., 2001.

Смолин К.О.
Бас-гитара для начинающих.
Самоучитель.

Книга представляет собой сборник сведений и упражнений, которые помогут начинающему музыканту-любителю сделать первые шаги в освоении бас-гитары. Может использоваться как для самостоятельной работы, так и в качестве дополнительного материала при занятиях под руководством педагога.
М., Хобби-Центр, 2001

Соколова Л.
Чтение нот. Пособие для начинающих (шестиструнная гитара).

Издание адресовано тем, кому предстоит не только освоить навыки игры на гитаре, но и одновременно познакомиться с азами нотной грамоты.
СПб., "Композитор".

Суханов В.Ф.
Гитара для всех. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре

Оригинальная авторская программа обучения и самоучитель, составленные опытным преподава-телем. В книгу включено много замечательных песен.
Ростов: Феникс, 1999

Шабатовский О.
Как научиться играть на гитаре за месяц:
Десять уроков аккомпанемента на гитаре

Екатеринбург, Изд-во "СВ-96", 1999 (2001)

Как научиться играть на соло-гитаре без нот (+бас)

Екатеринбург, Изд-во "СВ-96", 2000

Как научиться играть на классической гитаре: (легкий курс)

Доступное и понятное всем пособие. С нотами и текстами современных песенок. 
Екатеринбург, Изд-во "СВ-96", 2000

Шумидуб А.Л.
Гитара. Школа-самоучитель ускоренного обучения
(для молодежи): В 2 ч.

Изд-во Александра Шумидуб, 1998

Школа-самоучитель

Популярный ускоренный курс игры на гитаре для начинающих в нескольких частях. Богатый иллюстративный материал, таблица аккордов. Много песен с аккордами.
Изд-во Александра Шумидуб, 2000-2002

Школа игры на гитаре

Гитарная "классическая" школа. Обширное нотное приложение.
Изд-во Александра Шумидуб

Школа гитариста-исполнителя

Предназначена для музыкантов, серьезно изучаю-щих классическую гитару. Содержит теоретичес-кие сведения, музыкальный материал и биографии выдающихся гитаристов.
Изд-во Александра Шумидуб

Щеткин Ю.
Гитара в джазе

Автор – профессиональный джазовый гитарист и аранжировщик. Школа игры построена на основе последовательного изучения 10 тем периода джазовой классики. Материал книги включает в себя изложение тем с аппликатурой аккордов для аккомпанемента, изложение соло с детальной аппликатурой и методические указания по разучиванию пьесы.
Пенза: ООО"Эмузин", 2001

Щеткин Ю.
Основы джазового языка

Учебное пособие для музыкантов, изучающих джазовую импровизационную музыку. Содержит практический материал по освоению основных аспектов построения сольной импровизации в джазе. Может быть полезна не только для гитаристов, но и для других инструменталистов, играющих на солирующих инструментах. Постав-ляется с аудиоприложением на CD с демонстраци-онными примерами и фонограммами "минус-один".
Пенза: ООО"Эмузин", 2002

Юрьев В.
Самоучитель игры на семиструнной
гитаре.

Один из наиболее популярных самоучителей игры на 7-струнной гитаре.
М., Советский композитор, 1972.

Я учусь играть на гитаре
[Авт.-сост. В. Иванова]

Книга для тех, кто хочет научиться играть на гитаре – как акустической, так и рок. В занимательной, ненавязчивой форме в книге рассказано о гитаре и основах игры на ней, даны советы по выбору качественного инструмента, описаны различные виды "примочек", эффектов и приемов игры на акустической и электрогитаре, рассказано о создании рок-группы (с рекомендациями начинаю-щим басистам, барабанщикам и клавишникам), представлен определитель аккордов и песенник с композициями известных отечественных и зару-бежных рок-групп. Знания об инструменте поможет расширить краткая история гитары.
М., Лабиринт Пресс, 2002

Яшнев В., Вольман Б.
Первые шаги гитариста:
Школа-самоучитель игры на шестиструн-ной гитаре.

Цель Школы-самоучителя – помочь любителям музыки самостоятельно овладеть первоначаль-ными навыками игры на шестиструнной гитаре. Содержание Школы построено по трем, связанным между собой направлениям: музыкальная грамота, технические приемы гитарной игры и исполнитель-ские средства музыкального выражения. Каждый из 50 уроков первой части Школы рассчитан на приобретение знаний и навыков по одному или нескольким из этих разделов. Вторая часть Школы-самоучителя должна помочь закреплению навы-ков, приобретенных на материале первой части.
Л., Музыка, 1984 (изд. 8-е).



TopList
Hosted by uCoz